Происхождение вида

Хотите лучше узнать своих зарубежных знакомых - подеритесь. Ни в чем национальный характер проявляется так ярко и безусловно, как в драке. Китаец, склонный к созерцанию, пойдет на вас в стиле Пьяного аиста, Комплексующей панды и в каком-нибудь другом, но тоже весьма хитром. Англичанин примется боксировать согласно традициям, установленным во время пьяной драки сэра Джеймса из Тоттенхэма и рыцаря Томаса Широкое Седло в 1237 году на земляничной поляне близ таверны "У тощего кабана", что в Миддлсексе.

Если же вас вдруг станут бить монтировкой по голове, увлеченно матерясь, значит, вы обознались и это вовсе не гость из-за рубежа.

Но лишь только вы увидете, что ваш оппонент делает странные танцевальные па, а затем падает на землю в позе барбоса, которому требуется почесать брюшко, и начинает странно крутиться, немедленно бегите за "скорой". Она понадобиться вам, а не ему, поскольку именно так выглядит капоэйра — странное бразильское мастерство, владеющий которым сумеет в изящном танце набить из вас чучело, не вставая при этом с земли.

Конечно, кто еще мог придумать такое, кроме бразильцев? Они, вероятно, и спят, пританцовывая.

Происхождение вида.

Это экзотическое боевое искусство придумали в 18 веке рабы, трудившиеся на бразильских плантациях. Находились рабы, как правило, в довольно стесненных условиях и потому не имели возможности упражняться в искусстве боя открыто — мешали кандалы и надсмотрщики. Поэтому к дедовским боевым танцам, привезенным из Африки, крепкие парни из Анголы и Мозамбика добавили элементы акробатики и рукопашного боя, но до поры умело маскировали тренировки под карнавалы в честь любимых хозяев. Само собой, эксплуотаторы очень огорчились, когда в одну безлунную ночь надворные ансамбли песни и пляски порушили ограды и растворились в лесах.

Однако вернуть беглецов, основавших в сельве вольные поселения "киломбуш", не смогла даже регулярная армия.Чернокожие капоэйристы вели себя вопиюще — грабили кого придется, не платили налогов и, вероятно, даже не ложились вовремя спать. В итоге власти просто запретили капоэйру, что не остановило, впрочем, распространение этого вида борьбы далеко за пределы повстанческих поселений. Вскоре каждый бразильский люмпен считал своим долгом владеть капоэйрой. Унять спортивный пыл не смогло даже вето на капоэйру в конституции Бразильской Республики.

Правила поведения

Стойки в капоэйре чрезвычайно низкие, и слово "динамичные" вряд ли достаточно емко опишет всю степень их подвижности. Многочисленные сальто исполняются вовсе не для красоты, а лишь для того, чтобы сократить расстояние для проведения захвата, нанести удар, уйти с линии атаки или разорвать дистанцию. Приемы защиты и нападения в капоэйре тесно связаны. Точнее, нападение является лучшим средством защиты в этом бевом искусстве. Яркий пример пример таких приемов — удар головой как продолжение защитного ухода "эшкива" или круговой удар ногой во фронтальной плоскости с зубодробильным названием "миа-луэ ди френче". Атаки проводятся в трех уровнях: нижнем (подсечки, зацепы), верхнем (удары ногами в голову), а также среднем (характерно, в первую очередь, для стиля Ангола). Капоэйристы говорят, что работа по верхнему уровню многократно доказала свою эффективность еще на заре капоэйры, когда пешим рабам приходилось сражаться с конными солдатами. Надеемся, при этом ни одно животное не пострадало. Как и в других единоборствах, освоение техники в капоэйре сопровождается вручением поясов (точнее — цветных веревочных шнуров-"кордау"). Процедура присвоения новой степени именуется "батизадо" ("крещение").

Личные вклады

Мастер Бимба. Дурную славу, как всегда, изменило вмешательство харизматичных личностей. Считается, что легендарный Местре (Мастер) Бимба, основоположник стиля "Капоэйра Режиональ" так поразил совершенством своей техники губернатора региона Байя и других бразильских сановников, что те немедленно признали за новым видом борьбы статус национального достояния и прекратили преследования капоэйристов. История умалчивает, как именно Бимба поражал зрителей и сохранили ли они после этого трудоспособность. Но ведь главное - результат, верно?

Мастер Паштинья. Этот замечательный человек был более склонен к философичности, а преподавание капоэйры считал своей миссией на земле.У нас, изрядно напуганных собственной историей, люди с такими убеждениями часто вызывают желание упаковать их в прочную тару и сдать в поликлинику на опыты. Но в случае с Местре Паштиньей все вышло как нельзя лучше — ничего плохого он не совершил, а напротив, изучил все историко-культурные корни капоэйры и воссоздал в виде отдельного стиля — "Капоэйра Ангола". Большинство навыков капоэйристов, вырабатывавшихся в академии Паштиньи, не имели исключительно боевой направленности Местре сознательно формировал "Анголу" как неконтактный стиль, не боясь уступить более практичного Режионаля. В чем-то он оказался прав: сегодня капоэйристы разных направлений ищут истоки своего искусства в школе "Ангола". Более того, синтез "Режионаля" и "Анголы" привел к появлению нового стиля - "Капоэйра Контемпоранеа".

Патрис Лумумба. Известный борец за независимость Африки премьер-министр Конго Патрис Эмери Лумумба понятия не имел о существовании капоэйры. Да и не до того ему было. Зато в московском Университете дружбы народов его имени учился не только известнейший в мире террорист Ильич Рамирес Санчес по прозвищу Карлос-Шакал, но и множество вполне мирных, приятных в общении спортивных личностей. Которые принесли в Россию, в числе прочего, первые сведения о капоэйре. Поэтому, когда в 1994 году вышел на неширокие пиратские экраны боевик "Только сильнейшие" с Марком Дакаскасом в главной роли, робкий посев бразильского боевого искусстваупал на более-менее подготовленную почву. И капоэйра пошла в народ, часто компенсировавший смутные представления о матчасти стиля познаниями в области каратэ, акробатики и даже брейк-данса. Впрочем, уже через год в Москве открылась школа So Forca, плотно контактировавшая с зарубежными коллегами, а еще через три года на базе школы возникла Федерация капоэйра России.

Герой в прямом эфире.

Однако никто не расскажет лучше о боевом искусстве, чем тот, кто им долго и усердно занимается. Поэтому на этом месте мы усилием воли прерываемся и передаем слово Роману Белову — вице-президенту Федерации капоэйра России, победителю международной матчевой встречи сборной России против сборной Мира (2006, 2007) и автору книги "Это капоэйра".

XXL: Роман, как вы могли бы охарактеризовать капоэйра в двух-трех словах?
РБ: Очень просто: это искусство побеждать красиво!

XXL: И каковы основные принципы этого искусства?
РБ: Первый — постоянное движение, дезориентация противника. Соперник до последнего не должен распознать замысел бойца. В этом ключ к победе. Второй базовый принцип — никаких жестких блоков, жесткого столкновения. Исторически безоружным капоэйристам приходилось противостоять солдатам и просто головорезам. Какой блок может быть против сабли?! Поэтому назначение блоков в нашем виде спорта — не остановить, а "провести" удар противника за счет вращательных движений. Более того, в защитном арсенале капоэйры приоритет имеют вовсе не блоки, а уклоны и повороты.

XXL: Понятно. А какой совет вы могли бы дать читателям, желающим занятьсся капоэйрой? Может быть, нужно сначала заняться физподготовкой? Вообще, не поздно ли идти в капоэйру парню или мужчине, который держит в руках наш журнал?
РБ: Сразу скажу: предварительная подготовка необязательна. Вы все получите на тренировках, а уже через год сможете достигнуть едва ли не пика физической формы бойца. Что касается возраста, то прийти в капоэйру не поздно никогда. В этой связи мое главное пожелание ко всем: приходите и растите относительно самого себя!

XXL: Отлично, мы пришли, переросли себя и многого достигли на тренировках. А насколько эффективна капоэйра в целом и джинга в частности, когда речт идет о реальном бое, самообороне на улице?
РБ: Если уровень высок, то квалифицированный, эффективный отпор нападающим обеспечен. Более того, благодаря уже упоминавшейся мною системе защиты в капоэйре наш вид борьбы буквально заточен для схватки с противником, вооруженным холодным оружием. Не в последнюю очередь этому способствует техника работы ногами. Удар ногой имеет больший радиус действия, а сами ноги менее уязвимы для ножей и разбитых бутылок чем руки, например.

XXL: Давайте отвлечемся от поножовщины. Назовите ваши любимые фильмы с капоэйрой. Кто является лицом этого единоборства на киноэкране?
РБ: Наша группа в Федерации называется So Forca, что переводится как "Только сильнейшие". Поэтому я мог бы обратить ваше внимание на одноименное кино с Дакаскасом. В этом фильме капоэйра действительно представлена красиво. Неплоха капоэйра в фильме с Уэсли Снайпсом. Но мне больше нравиться кино-капоэйра почетного президента нашей федерации Местре Амена Сантоса. Обычно он играет тренеров и учитилей (те же "Только сильнейшие", а также "В поисках приключений"), и всегда ясно, что Мастер знает, чему учит. Еще нравиться техника Дастина Хоффмана в "Знакомстве с Факерами".

XXL: На сайте Федерации есть инструкция по выбору секции и предостережение о возможности попасть в чуткие лапы шарлотанов и сектантов. С первыми все понятно, а как насчет сектантов? Есть преценденты?
РБ: А как же! Собирают народ, поют на тренировках песни, истинный смысл которых непонятен для учеников. Спортсмены недооценивают энергетику этого языческого действа. Она здорово влияет на мозги. К сожалению, есть примеры, когда психика людей не выдерживала. Может быть, поэтому я против глубокого погружения ребят в субкультуры капоэйры. Вообще совет обращаться к официальным клубам — это не реклама нашей федерации. Квалифицированный тренер, руководствующийся едиными методическими рекомендациями по подготовке спортсменов, поможет вам не только обрести физическое здоровье, но и сохранить здоровье психическое.

XXL: Звучит убедительно. Раз уж мы затронули тему школ и клубов, то в чем "русская школа" капоэйры отличается от бразильского первоисточника?
РБ: Знаете, россияне очень близки с бразильцами в плане спортивного куража. Только у бразильцев кураж в акробатике и танце больше проявляется, нас же контакт больше интересует, схватка.

XXL: Кстати о схватках и войнах. Как проходит в московских клубах ритуал Батизадо - посвящение ученика в воина?
РБ: Мы соблюдаем все правила этой процедуры. Разве что песен не поем. Созываем роду, боец показывает технику. Вопреки расхожему мнению, я могу признать ученика не готовым к инициации. Батизадо — это не формальность.

XXL: Самый сложный бой в вашей карьере? Как вы относитесь к выступлениям капоэйристов в полноконтактных соревнованиях?
РБ: Знаю, какой бой был самым принципиальным. Пресловутый бой с Местре Бахао, о котором уже много писалось и говорилось. По мнению Бахао, озвученному на семинаре в России, Мастер капоэйры - это тот, кого вызвал в роду учитель и кто победил учителя. На том семинаре Местре не просто вызвал меня в роду, но и ударил. Тем самым он перевел поединок из показательного в реальный, и я не мог его не одолеть! Правда, мастером я себя после этого считать не стал. Еще работать и работать! Что касается полного контакта, то соревнования в этом формате проводятся в основном на родине капоэйры. Как человек, который высоко ценит практическую составляющую нашего вида спорта, считаю полный контакт хорошим инструментом совершенствования.

XXL: Роман, наше интервью подошло к концу. Скажите свое финальное слово читателям. Отговорите их от занятий капоэйрой, например.
РБ: Финальное? Да легко! Тренировка духа, требует тренировки тела. Занимаясь спортом, преодолевая физические барьеры, вы вырабатываете навык преодоления любых преград в этой жизни. Мне кажется, вывод напрашивается сам собой.

Наш магазин
В нашем интернет магазине вы можете приобрести широкий спектр специализированной формы для занятий капоэйра, стилизованную повседневную одежду, а также полезные аксессуары.
Перейти в магазин

Напишите нам

Запись на занятия Капоэйра
Стать частью нашей команды очень просто! Свяжись с нами и тебе подберут тренировочную группу с удобным расположением и, конечно, ты можешь согласовать удобный для себя график занятий
Записаться