Необыкновенные приключения русских в Бразилии - "Эгоист" ноябрь 2006

Мастерство капоэйриста - это прежде всего умение вжиться в роль и не видеть в своем противнике врага. По сути дела, лучшие мастера капоэйра - это превосходные актеры.

Однажды дон Педро решил найти жениха для своей дочери. Собрал претендентов на ее руку и сердце и придумал для них испытание. «Мы находимся около бассейна, который кишит голодными пираньями, -объявил он. - Тот, кто переплывет его, получит от меня все, что пожелает: чек на миллион долларов, фазенду или руку дочери». Не успел дон Педро закончить свою речь, как один из молодых людей прыгнул в воду и в мгновение ока оказался на противоположном бортике. «Хотите получить в жены мою дочь?» -спросил восхищенный богач, подойдя к герою. «Нет», - ответил юноша. «Тогда фазенду?» - «Нет». - «В таком случае чек». - «Благодарю вас, дон Педро, нет». - «Тогда чего же вы хотите?» - «Я хочу знать, кто только что столкнул меня в бассейн». Незнакомец, столкнувший юношу в бассейн, не был человеком-невидимкой. Он просто хорошо владел приемами капоэйра.

Древняя техника боя капоэйра - сегодня одно из самых зрелищных боевых искусств. Нанося удары с воздуха, выполняя шпагаты и стойки на руках, опытные мастера капоэйра развивают умопомрачительную скорость, превращаясь в смертоносный вихрь. При желании с помощью этих приемников можно отправить в нокаут врага, до зубов вооруженного металлическими предметами, как это делал знаменитый местре Амен Санто, сыгравший учителя Марка Дакаскоса в фильме «Только сильнейшие». Но это -в крайнем случае. Главное же предназначение капоэйра - научить человека игре жогу, с помощью причудливого танца вступать в диалог с противником и собственным телом.

Чтобы овладеть этим искусством, вовсе не обязательно обладать гибкостью женщины-кошки и стремительностью Брюса Ли. Вице-президент Федерации капоэйра России Роман Белов утверждает, что научиться бразильскому танцу-бою может практически каждый. - К нам на занятия часто приходят люди за 40, забывшие о том, что такое спорт, хрупкие девушки и неуверенные в себе юноши и уже через несколько уроков становятся совершенно другими людьми. Капоэйра тем и отличается от других боевых искусств, что может быть доступна любому - независимо от физической подготовки и рода занятий. При этом каждый будет получать свое. Кто-то научится вставать на мостик, и для него это будет подвигом, потому что при больных костях и суставах он и согнуться-то толком не мог. Кто-то будет выполнять сложные сальто. А кто-то - здорово танцевать. А еще капоэйра - это мягкий путь научиться себя защищать. Чтобы освоить карате или бокс, нужен бойцовский характер. Научиться же красивому танцу-бою под силу даже самому тихому интеллигентному человеку.

- Фирменный знак капоэйра - своеобразная техника, при которой большинство ударов наносится ногами и в прыжке. Откуда она взялась?

- В XVII-XVIII веках капоэйра практиковалась беглыми рабами, которых свозили из разных районов Африки для работы на бразильских плантациях. Самые сильные из них умудрялись сбегать, а так как-ру-ки у них были в колодках, то удары своим преследователям они наносили ногами. Это одна версия. Вторая - состоит в том, что, по поверью некоторых африканских народов, руки нужны для того, чтобы созидать, а ноги - чтобы разрушать. К слову сказать, в современной капоэйра есть удары руками, просто их значительно меньше. Техника прыжка возникла из-за того, что плантаторы ездили на лошадях, и от ударов мачете рабам приходилось увертываться, поднимаясь в воздух. Круговые движения в капоэйра тоже родом оттуда. Дело в том, что, нанося удары, рабы зажимали между пальцами ног бритву или острые камушки. Чем больше была площадь пореза, тем больше крови терял противник. Если эти камушки смазывались ядом кураре, тогда и малейшего пореза было достаточно.

Необыкновенные приключения русских в Бразилии

- Вы начали заниматься капоэйра в то время, когда кроме фильма «Только сильнейшие» об этом искусстве вообще ничего не было известно. С чего началось ваше увлечение?

- Собственно, с фильма-то все и началось, но о том, чтобы заниматься самому, я даже и не думал - не было учителей, не было книг. Помогла простая случайность. Дело в том, что в ту пору я очень активно занимался хоккеем, был даже чемпионом Москвы и регулярно приходил тренироваться в парк Фестивальный на Сущевском валу на каток. И вот однажды мое внимание привлек смуглый парень лет 20, весь обмотанный какими-то шарфами. Кататься он не умел, не успев встать на ноги, тут же падал на лед. Меня поразило упорство, с которым он осваивал нелегкий для себя вид спорта, и я решил ему помочь. Показал пару движений, мы подружились. Звали его Франсе-лино Морейра - этнический бразилец, живущий в Кабо Верде - небольшом островном государстве в Атлантическом океане. Он был студентом Университета Патриса Лумумбы. Через некоторое время, когда он уже увереннее держался на льду, меньше падал, я вдруг понял, что меня в нем заинтересовало в тот первый вечер: то, как он падает. Из любого положения в последний момент он как-то группировался и, словно кошка, приземлялся на руки. Как будто законов гравитации для него не существует. Когда я спросил его, как ему удается так аккуратно приземляться, он ответил, что ему помогает знание капоэйра. Я тогда уже кое-что слышал об этом виде борьбы и попросил показать мне какие-нибудь приемы. Он согласился, потом ко мне присоединились еще трое моих друзей, появилась группа. Затем Франселино вернулся в Бразилию, но наша связь с ним не прервалась. За эти годы он стал местре школы «Со форса». Два раза приезжал в Москву, проводил семинары. А в 1995году в Москве была открыта школа капоэйра «Со форса», на базе которой в 1998 году была организована Федерация капоэйра России, которая изучает не только технику, но и историю этого вида борьбы.

- Насколько мне известно, вы даже пытались создать собственную теорию происхождения капоэйра.

- Когда рабы сбегали с плантаций в джунгли, то организовывали там свои поселения - киломбш, этакие города солнца, в которых все были счастливы и свободны. Поскольку у жителей этих «городов» не было никаких приспособлений для защиты, образовалась борьба капойэра. Замечу, что рабов привозили из разных африканских племен, а в каждом племени были свои обряды, свои ритуальные танцы, и все это смешивалось, поэтому у капоэйра такой непохожий ни на что стиль. Все это было теорией, пока я не отправился в Бразилию и не убедился в этом своими глазами. Причем начинал я свои поиски с того, что узнал о русском поселении в Бразилии.

- Русское племя в бразильских джунглях?

- Почти. По происхождению я из ортодоксальной старообрядческой семьи, и как-то к моим родственникам приехал погостить уставщик старообрядческой церкви с Аляски по имени Дионисий, который родился и вырос в Бразилии, в небольшой русской деревушке. У его семьи невероятная трагическая история. До 1917 года они жили на Амуре, после революции, скрываясь от новой власти, поселились недалеко от Харбина в Китае. В 1945 году туда пришли коммунисты, все мужчины были арестованы, а женщины с детьми высланы в Гонконг. Два года русские жили в лагере для беженцев, пока ООН не распределила их по различным странам. Семья Дионисия была отправлена в Бразилию, прожила там до середины 60-х, а потом переехала на Аляску. Дионисий рассказал, что в Бразилии они жили в штате Баия, недалеко от городка Итаете, где находилось поселение индейцев жесов. По его словам, ритуальные танцы этого племени очень напоминали боевую капоэйра - они тоже вставали в круг, зажимали острые камушки между пальцами ног, играли на музыкальном инструменте, похожем на беримбау - музыкальный символ капоэйра. Я жутко заинтересовался, позвонил Франселино в Бразилию и все ему рассказал. Тот отыскал нам гида, который знал дорогу в Итаете и говорил на местном наречии лингва жерал, и мы отправились на поиски племени.

- Настоящее путешествие к индейцам в духе Фенимора Купера?

- В наши дни в Бразилии есть и абсолютно дикие племена. Например, нам рассказывали о таком объединении, в котором белые люди считаются злом и их убивают без разговоров. Эти индейцы отрезают своим жертвам головы, снимают с них кожу, высушивают так, что лицо человека остается таким же, каким оно было при жизни, только меньше, и носят это на шее в качестве боевого трофея. Во многих племенах до сих пор сохранился ритуальный танец маку-ле-ле - танец-бой против белого человека, но это только игра, метафора.

Мы же жили в достаточно продвинутом племени, к белым они относились нормально, ходили в обычной одежде, жили в глиняных хатах с соломенной крышей. Интересно, что гостей в свой дом они никогда не пускали, а заставляли нас спать на улице в специальных гамаках из соломы. Несмотря на признаки цивилизации, обряд, о котором рассказывал Дионисий, они сохранили полностью. Как правило, устраивалось это все на праздники в честь поклонения тому или иному божеству. Кстати сказать, мне даже удалось поучаствовать в одном из ритуалов, в результате чего я заработал шрам от того самого острого камушка.

Суть ритуала такова. Мужчин десять выстраиваются в роду, в центр выходит вождь. Он поет о начале охоты, благодарит богов за то, что те разрешили ему прийти в джунгли, потом выходит в круг и начинает изображать охотника. Чуть позже из круга выходит еще один мужчина - «зверь». Бойцы зажимают камушки между пальцами, начинается схватка. Происходит все в сопровождении игры на музыкальном инструменте, сделанном из тыквы и напоминающем беримбау.

- Кстати, о музыке. Что это за причудливые инструменты используются в капоэйра?

- Капоэйра - единственное боевое искусство, в котором музыка играет огромную роль в процессе тренировки. Как правило, используется несколько музыкальных инструментов: барабан атабаке, который в зависимости от размера служит проводником энергии от земли для ног, тела, головы и рук, агого - два соединенных между собой колокольчика, на которых играют деревянной палочкой, бубен пандейру и беримбау - священный символ капоэйра. Внешне беримбау напоминает лук, на который натягивается металлическая струна, а к основанию крепится кабасу - резонатор, изготовленный из сухой полой тыквы. Обычно беримбау находится в руках того, кто руководит родой - ведущего игры джогу.

Все, что мы увидели в этом племени, начиная от музыки, заканчивая ритуалами, было очень похоже на капоэйра ангола - направление, которое и сегодня пропагандируется многими школами как способ сохранения культурного наследия. Сразу хочу предупредить, что никакой пользы вашему организму такая капоэйра не принесет, в лучшем случае вы будете распевать народные песни на португальском, в худшем - попадете в самую настоящую секту. Местре ангола - это такие ростоманы с длинными дредами, которые поклоняются древним непонятным богам, соблюдают ритуалы, сопровождая все это курением какой-нибудь наркотической травы. В то время как капоэйра режионал - окультуренный вид капоэйра, который был введен мест-ре Бимба в середине XX века, это полноценный вид спорта, имеющий своих мастеров и свои федерации в разных странах мира.

Генералы песчаных карьеров

- Когда говорят об истории капоэйра, то обычно вспоминают Зумби - всенародного заступника и защитника униженных и оскорбленных.

- Зумби душ Палмереш вошел в историю капоэйра благодаря тому, что возглавлял один из крупнейших киломбуш, располагавшийся на территории современного штата Алагоа. Это объединение просуществовало в условиях правительственной блокады около 70 лет. Еще одна легенда капоэйра - Бизауро де Ойро, который прославился тем, что вышел из круга непобежденным. Его реальный прототип - Мануэль Энрике, сын простых крестьян из Санту-Армарув штате Баия. Считается, что учителем Безору был бывший раб -легендарный местре Алипиу. В народных легендах капоэйристы всегда защищают слабых, отсюда и прозвища: Бунтарь, Бешеный Ягуар, Живоглот.

Но сказать, что все капоэйристы являлись благородными героями, было бы неправдой. Когда в 1888 году рабство в Бразилии было окончательно отменено, в стране царила очень криминальная обстановка, дети в семь лет уже разгуливали по улицам с ножами, выживал сильнейший, и капоэйра была нужна как средство обороны. Мирным жителям - чтобы постоять за себя. Преступникам - чтобы вступать в борьбу с полицейскими. Беспризорникам - чтобы отбиваться от жандармов.

Благодаря этой непрерывной борьбе между полицейскими и преступниками история запомнила и имена полицейских. Так, первый командующий регулярными общеполицейскими частями Нуньес Видигал по прозвищу Причастие Камерунцев был своим человеком и при королевском дворе, и среди капенгуш - низов общества. Обходительный и мягкий, он был одновременно хладнокровен и жесток. Силу его ножа и дубинки испытали на себе даже те, кто неплохо владел капоэйра.

- Генералы песчаных карьеров, помнится, тоже отбивались от штрейкбрехеров приемчиками капоэйра.

- Действие романа Жоржи Амаду, по которому затем сняли знаменитый фильм, кстати сказать, тоже разворачивалось в штате Баия.

Капоэйра так и осталась бы видом уличной драки, если бы не местре Бимба. В середине XX века он не только окультурил ее и превратил в красивый вид спорта, но и сделал бразильской национальной культурой. Мануэль Душ Реиш Мачаду по прозвищу Бимба родился в 1900 году в Сальвадоре, штат Баия.

Чтобы привлечь в это боевое искусство массы, надо было сделать его красивым. Тогда он ввел в него элементы акробатики. Со временем у Бимба появились ученики, и каждый стал добавлять в капоэйра что-то свое, возникли школы. Чтобы сделать капоэйра доступной женщинам и детям, он создал особую методику преподавания, известную как Восемь последовательностей Бимба.

Бой-диалог

- Что представляют собой Восемь последовательностей Бимба?

- Это азбука для капоэйриста, включающая в себя технику отработки всех важнейших элементов боя. Она рассчитана на то, чтобы неподготовленного человека постепенно вести к уровню мастерства.

- Сколько времени уходит на изучение всего комплекса упражнений?

- На изучение всех 8 комплексов движений Бимба обычно уходит не менее 3 месяцев. В среднем продолжительность обучения - 35-40 полноценных занятий. После того как все упражнения изучены, их необходимо повторить в зеркальном отображении. То есть те удары и приемы, которые выполнялись вами справа, должны быть выполнены и с противоположной стороны, то есть левой ногой, со стороны противника.

Но даже если человек выучил все движения - не факт, что он станет хорошим бойцом. Самое главное в капоэйра - знать, когда эти упражнения применять. Местре Морейра говорил: «Ты знаешь движения, остаетсятолько понять, как их применить. Это не важно, что я обучил вас 1000 ударов ногами. Если вы не знаете, как их применить в нужный момент, от них не будет никакого толку».

- Многие упражнения выполняются в состоянии полета. Как капоэйристам удается не терять равновесия?

- Чтобы не терять равновесия, надо с самого начала четко планировать свое движение. Почти все технические приемы в капоэйра подразделяются на два этапа - подготовительный и завершающий. Взять, например, армаду -сильный удар ногой с разворотом на 360 градусов. Подготовка этого удара начинается скользящим движением левой ноги по часовой стрелке с одновременным вращательным движением корпуса. Зафиксировав цель и продолжая вращательное движение, капоэйрист наносит удар. Если же попытаться пронести ногу параллельно полу с самого начала движения, это приведет к потере равновесия.

- На мой взгляд, самое красивое в капоэйра - это непрерывный танец, который связывает между собой разнообразные движения. Что это - просто эстетика или нечто большее?

- Танец джинга - основное связующее движение в капоэйра - это ядро боя, по которому можно судить о характере бойца и его возможностях. Джинга представляет собой непрерывное движение с треугольнообразной траекторией и помогает бойцу вести диалог со своим противником. Амен Санто, сыгравший учителя Марка Дакаскоса в фильме «Только сильнейшие», говорил, что это самое важное движение в капоэйра, потому что оно отражает то, как ты видишь, что собирается сделать соперник. В свою очередь, ты не хочешь давать своему оппоненту шанс понять, что ты собираешься делать». В джинге готовится атака и усиливается защита.

- Это правда, что в капоэйра защита всегда обеспечивается нападением?

- Капоэйристы придерживаются мнения, что нападение - лучшая защита. Это определяет специфику многих движений. Так, интересное отличие капоэйра от традиционных видов борьбы в том, что любой уход здесь выполняется по направлению удара и ни в коем случае не навстречу. Скажем, если вам нужно отклонить корпус и голову с линии атаки, используется упражнение эшкива. Вам наносят любой прямой удар рукой или ногой, вы ставите ногу назад, одноименная с ней рука над головой, а вторая касается пола, корпус прижимается к согнутой впереди ноге и разворачивается в сторону удара. Еще один способ защиты-нападения - миа луэ ди френче, передний полумесяц - хлесткое маховое движение ногой, в котором удар наносится подушечкой ступни. Обычно используется в том случае, если противнику удалось разорвать дистанцию.

- Очень многие движения в капоэйра выполняются из положения спиной к противнику. В то время как в других единоборствах эта поза демонстрирует беззащитность.

- Здесь все наоборот. Удары из положения спиной к противнику в капоэйра являются превосходным способом защиты и наиболее опасны для нападающего. Из этого положения выполняется холе (переворот или перекат) - универсальное движение, позволяющее развернуться в сторону передней ноги. Это эффективный прием разрыва дистанции и один из способов быстрого приближения к противнику и быстрого ухода с линии атаки. Весь секрет состоит в том, что, даже выполняя сложные движения со спины или любую другую акробатику, капоэйрист всегда смотрит на противника, не упускает из виду момент его атаки. Если вы делаете ау - движение, похожее на гимнастическое колесо, то в момент его выполнения вы смотрите не на руки и не на пол, как это происходит обычно, а на противника. Поэтому удар ногой из колеса - очень мощное оружие.

- Что означают длинные цветные шнуры, которые капоэиристы носят на поясе?

- Шнуры (кордау) обозначают степень мастерства капоэйриста, и их цвет отдельно определяется каждой школой. Степень, апелиду, ученики получают на церемонии посвящения - батизадо. Первая ступень - формадо - означает звание опытного ученика. Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания в капоэйра - контра-местре и местре. Достижение звания местре обычно занимает не менее 10 лет и дает возможность открыть собственную школу.

- Что является высшим признаком мастерства капоэйриста?

- Это прежде всего умение проникнуться боем, умение вжиться в свою роль и ни в коем случае не видеть в своем противнике врага. Ведь, по сути дела, самые лучшие мастера капоэйра - это превосходные актеры.

Как говорил философ капоэйра местре Паштинья: «Великий капоэйрист отличается от хорошего тем, что принимает правила динамичной и взрывной игры с легкостью и непринужденностью. Гениальный же просто играет в свою игру и самовыражается, а в этом и заключается красота, счастье, смысл и предназначение древнего танца-боя».

Наш магазин
В нашем интернет магазине вы можете приобрести широкий спектр специализированной формы для занятий капоэйра, стилизованную повседневную одежду, а также полезные аксессуары.
Перейти в магазин

Напишите нам

Запись на занятия Капоэйра
Стать частью нашей команды очень просто! Свяжись с нами и тебе подберут тренировочную группу с удобным расположением и, конечно, ты можешь согласовать удобный для себя график занятий
Записаться