Капоэйра - это Вам не секта! - "Додзё" №3(59) 2007 г.

В июне прошел семинар по капоэйра с бразильцами для членов Федерации Капоэйра России. Присутствовало около ста пятидесяти человек. На семинаре была продемонстрирована техника капоэйра: макулеле, самба ди рода, общая рода, на которой все могли поиграть и попробовать свои силы. На семинаре разучивали игру на различных национальных музыкальных инструментах: таких как беримбау, атабаке, пандейро.

Сейчас капоэйра распространилась далеко за пределы Бразилии и продолжает набирать популярность во многих странах мира. Этому способствует целый ряд причин. Во-первых, динамика и пластичность движений капоэйристов просто гипнотизирует. Капоэйра - это и танец, и борьба. Это ничто иное, как смесь гимнастики, танца и единоборств, а так же музыки, культурного наследия, истории и вытекающих из них знаний.

Каждый капоэйрист находится на пути поиска баланса между ментальным и физическим. Он должен стремиться обрести мастерство игры на многих инструментах и одновременно развивать свою физическую силу. Корреспонденту журнала «Додзё» удалось в прямом смысле слова отловить после тренировки вице-президента Федерации Капоэйра России Романа Белова буквально на десять минут, чтобы задать пару вопросов.

-Недавно прошел семинар по капоэйра с участием бразильских спортсменов, какова цель подобных семинаров?

- В первую очередь, это знакомство с новой техникой, преподаваемой в разных школах. Основная цель знакомство и перенимание друг у друга опыта, здесь же мы заводим новые знакомства и налаживаем контакты. На этом семинаре была показана техника, которую преподают в бразильских школах. Это была школа «Кайман», а бразильца, который проводил семинар, зовут Gato Preto, что в переводе с португальского значит «черный кот».

-Существенно ли отличается техника разных школ?

- Я бы не сказал, что существенно, но есть свои нюансы. У каждой школы есть свои особенности. Общий стиль примерно похож везде, но существуют некоторые отличия. Иногда они бывают очень существенны. Но, как правило, стержень один. «Черный кот» имеет статус профессора капоэйра. В капоэйра есть свои звания: инструктор, профессор, мештре, контр-мештре. Чтобы стать профессором, надо прозаниматься около десяти лет. Соответственно, этот человек уже достаточно набрался опыта и хочет этим опытом поделиться с другими.

-В Москве достаточно много школ, в которых преподают капоэйра, как вы их оцениваете. Существует ли какоето сотрудничество?

- Я считаю, большинство инструкторов в подобных школах - это шарлатаны. Наша организация - Федерация капоэйра России, единственная, существует в России официально. Мы утверждали в Госкомспорте определенные программы преподавания. Наши инструктора проходили определенную программу образования, имеют соответствующие документы о стажировках и прочее.

А во многих других школах капоэйра преподают те люди, которые где-то нахватались по верхам, и теперь неизвестно, что преподают, каждый в меру своей испорченности. Я бы не рекомендовал людям заниматься в других школах, в основном, потому что там высокий уровень травматизма.

Очень важна и моральная сторона обучения у преподавателей-шарлатанов, они не выдерживают никакой критики по морально-этическим критериям, поскольку эти школы в какой-то степени секты. А люди, которые там занимаются - сектанты, которым задуряют голову. Игра на инструментах и пение песен, как у кришнаитов.

Мы не поем песни принципиально. Это объясняется довольно просто. Протокультура в давние-давние времена родилась из язычества. Рабы, которые были пригнаны из Африки, в то время полностью языческого континента, пытались сохранить свою культуру, попав на чужие для них земли. Они напевали песни, в которых просили своих языческих богов о помощи. Именно эта часть культурного наследия африканского населения наложила свой отпечаток и на дальнейшее развитие культуры, и плавно слилось с капоэйра.

На тот момент капоэйра была достаточно жестоким видом борьбы. Возможно, эти языческие песни помогали борцам находить в себе силы. Этнические инструменты хорошо влияют на мозговую деятельность человека, создавая своеобразную энергетику. Так и в шарлатанских школах, когда собирается рода, люди становятся в круг, начинают петь песни на португальском, но ведь мало кто знает этот язык. И люди подчас не осознают, о чем поют. Кто знает, может они в этот момент языческих демонов вызывают? А если и знают, то не придают этому значения.

Но это важно, потому что они могут восхвалять оставить почесть богов. А в такие моменты выплескивается колоссальная энергия, и я сам лично видел, как на таких родах люди в буквальном смысле слова сходили с ума. Это нельзя назвать фарсом или обманом. Но факт в том, что люди становятся сектантами. Их сознание полностью зомбируется. Я за красивый спорт, за правильный образ жизни, за моральные ценности, но я против такой промывки мозгов.

Мы не стараемся откреститься от них, мы общаемся со всеми, просто у нас другие цели. Наша задача - воспитание молодежи. Чтобы молодой человек чувствовал себя здоровым и энергичным, физически и духовно.

Возможно, человеку необходимо внушать, что нельзя, например, курить, употреблять наркотики, как это сейчас модно среди молодежи. Нужно быть вежливым по отношению к старшим. Должна быть определенная дисциплина. Человек должен иметь внутреннюю культуру, не должен ругаться матом. Мне больно, когда говорят об этих школах, и о тех людях, которые попали в эту среду. Чем для них это закончится, можно только гадать.

-Какие планы у Федерации на лето, существуют ли летние сборы?

- Скоро будут сборы на юге, на Черном море, в одном из санаториев города Геленджик. Там есть специальные площадки для тренировок. На сборах царит достаточно строгая дисциплина, проводятся по три тренировки в день. История подобных сборов начинается где-то с 1993 года. Получается мы почти пятнадцать лет практикуем такие летние сборы. Вообще сборы у нас проходят несколько раз в год. На ближайшие сборы поедет более ста человек. Все хотят отдохнуть. Это же море, КВН, отдых, драйв!!!

-Финансирование подобных сборов происходит самими спортсменами или за счет государственных дотаций?

-Да, конечно есть наши средства, которые выделяет Государство на сборы. Субсидий, бывает, не хватает на более качественное проведение. И тогда ребята самостоятельно доплачивают, но это не такие уж большие деньги.

Мы в основном работаем с молодежью и понимаем, что это студенты, у которых пока нет работы. Поэтому у нас даже занятия стоят около тысячи рублей в месяц, есть группы для малоимущих, где платят по пятьсот рублей в месяц. А те, у кого совсем нет денег, занимаются бесплатно. Федерация идет навстречу людям.

Мы считаем, лучше пусть люди занимаются спортом, чем будут по улице без дела шататься. От нас не убудет, а вот, если молодой человек будет заниматься, может из него вырастет настоящий Человек, а быть может, и президент нашей страны.

Наш магазин
В нашем интернет магазине вы можете приобрести широкий спектр специализированной формы для занятий капоэйра, стилизованную повседневную одежду, а также полезные аксессуары.
Перейти в магазин

Напишите нам

Запись на занятия Капоэйра
Стать частью нашей команды очень просто! Свяжись с нами и тебе подберут тренировочную группу с удобным расположением и, конечно, ты можешь согласовать удобный для себя график занятий
Записаться