Инструменты капоэйра

Бразилия знаменита во всем мире своими танцами: это и самба, и ламбада, и даже джинга. Однако воинские, ритуальные танцы появились в очень глубокой древности. Когда первобытный человек возвращался домой после охоты на дикого зверя или схватки с враждебным племенем, то рассказать о том, что произошло, ему было намного легче с помощью движений и жестов, чем слов. Размахивая своим оружием или просто руками и ногами, человек пускался в танец, повторяя и имитируя в нем движения недавнего сражения.

Подобные сцены можно наблюдать и в наши дни у нецивилизованных племен в самых разных уголках земного шара. Дети, женщины и другие воины племени начинали танцевать вокруг героя, копируя его движения. Благодаря многократным повторениям наиболее характерных боевых движений устанавливалась определенная их последовательность и возникал танец, приобретавший характер ритуала.

Превращаясь в ритуал, такой танец решал сразу несколько задач. Во-первых, он способствовал психологическому настрою на предстоящий бой. Во-вторых, служил отличным средством специальной физической подготовки. Ведь некоторые танцы под сопровождение барабанов продолжаются несколько часов подряд. В-третьих, он помогал осваивать технические приемы боя.

Капоэйра удалось вывести эту древнюю традицию на качественно более высокий уровень развития. Капоэйра - это демонстрация мастерства, силы и физического совершенства безотносительно конкретных событий недавнего прошлого. Это смертоносный танец, одновременно дарующий жизнь каждому из играющих. Этим капоэйра серьезно отличается от любых других, так называемых “народных” танцев, уже давно не имеющих прикладного значения.

Доподлинно не известно, как появилась капоэйра и чья была идея соединить боевые движения с музыкой. Многие рабы хорошо помнили свое состояние отрешенности во время ритуальных танцев на родине, и рукопашный бой был в принципе для них тот же танец, ритм движений в котором определяла музыка. Определяла не только ритм, но и помогала достичь состояния Аше, в котором бой велся на уровне подсознания. Музыка, а не сознание, подсказывала движения тела, весь рисунок и темп ведения боя. Тогда же и был создан основной музыкальный ритм - ритм капоэйра. “Чтобы дерево было сильным и смогло подняться ввысь, у него должны быть крепкие корни, которые бы питали его и помогли устоять под ветром времени. А это и есть корни капоэйра”, - писал местре Паштинья.

В капоэйра играют на нескольких музыкальных инструментах: беримбау, атабаке, агого, пандейру. Многие считают основным инструментом беримбау, забывая об атабаке. И тот и другой одинаково важны. Давайте рассмотрим музыкальные инструменты по времени их возникновения.

Беримбау

Этот священный инструмент стал символом капоэйра. Его прообразом, возможно, был африканский инструмент Кора, но, вероятней всего, он появился в киломбуш уже в самой Бразилии. Свое название беримбау получил от имени дерева беримба, из которого изготовляется центральная часть (ветка дерева диаметром около 3 - 4 сантиметров и длиной около 160 сантиметров в форме лука, на которую натягивается металлическая струна). Ближе к основанию на ней крепится кабаса - резонатор (изготовляется из тыквы, в которой удаляется внутренняя часть, а оболочка хорошо высушивается).

Беримбау бывают трех видов, в зависимости от размера кабасы: “гунгу” - большой беримбау, “медиу” - средний и “виола” - малый. Играют на беримбау с помощью бакета (палочка из барауна длиной около 40 сантиметров), и кашиши (погремушки из куска сухой тыквы и сплетенных ивовых веток с семенами тикум или ракушками внутри). Звук извлекается с помощью медиатора - добрау, из обточенного камня или старой большой монеты.

Беримбау в капоэйра обладает мистической ролью священного инструмента. Местре, играющий на беримбау гунгу, руководит родой. Ритм гунгу задает общий ритм роды. Как писал местре Паштинья: “Беримбау - первый учитель для капоэйриста”.

Агого и реку-реку

Агого - два соединенных между собой железных колокольчика, на которых играют капоэйра деревянной палочкой. Реку-реку - трещотка. Эти инструменты являются дополнительной составляющей частью музыкального сопровождения.

Пандейру

Чтобы изготовить настоящий капоэйристский пандейру, на деревянный каркас натягивается тонкая змеиная кожа, а в стенки вставляются тонкие металлические пластинки. Настройка пандейру происходит с помощью нагревания центральной его части на открытом огне. В полном музыкальном сопровождении используется, как правило, два пандейру

Наш магазин
В нашем интернет магазине вы можете приобрести широкий спектр специализированной формы для занятий капоэйра, стилизованную повседневную одежду, а также полезные аксессуары.
Перейти в магазин

Напишите нам

Запись на занятия Капоэйра
Стать частью нашей команды очень просто! Свяжись с нами и тебе подберут тренировочную группу с удобным расположением и, конечно, ты можешь согласовать удобный для себя график занятий
Записаться